Проблемы правового регулирования при использовании новых финансовых инструментов – смарт-контрактов, криптовалют, блокчейн

Проблемы правового регулирования при использовании новых финансовых инструментов – смарт-контрактов, криптовалют, блокчейн

Проблемы правового регулирования при использовании новых финансовых инструментов – смарт-контрактов, криптовалют, блокчейн

Аннотация

Возрастающая роль использования новых финансовых инструментов – криптовалют, смарт-контрактов и технологии блокчейн на финансовом рынке требует законодательной регламентации. Однако поспешное принятие закона без должного научного обоснования, разработки концепции правового регулирования, может привести к негативным последствиям для развития финансовых технологий в России.

В статье обобщен и проанализирован опыт зарубежных стран в регулировании криптовалют, обоснована необходимость разработки концепции правового регулирования криптовалют, сделан вывод о том, что правовая сущность криптовалют зависит от целей правового регулирования.

Ключевые слова: правовое регулирование, финансовые инструменты, смарт-контракты, криптовалюты, блокчейн.

Problems of legal regulation in the use of new financial instruments, smart contracts, cryptocurrencies, the blockchain

Annotation

The increasing role of the use of new financial instruments – cryptocurrencies, smart contracts and blockchain technology in the financial market requires legal regulation. However, the hasty adoption of the law without proper scientific justification, the development of the concept of legal regulation, can lead to negative consequences for the development of financial technologies in Russia.

The article summarizes and analyzes the experience of foreign countries in the regulation of cryptocurrencies, the necessity of developing the concept of legal regulation of cryptocurrencies, concluded that the legal essence of cryptocurrencies depends on the objectives of legal regulation.

Keywords: legal regulation, financial instruments, smart contracts, cryptocurrencies, blockchain.

 

Развитие мирового финансового рынка является приоритетной задачей глобальной экономики. За последние пять лет использование мобильных и интернет-технологий при использовании при проведении платежей возросло существенно. В результате финансового кризиса 2008-2009 годов, созданная в то время криптовалюта Биткоин завоевала популярность, а связанная с ней технология – блокчейн – получила широкое применение.

Актуальность статьи обусловлена проблемой правового регулирования новых финансовых инструментов и вопросом оборота криптовалют в мировой экономике.

Материалом для написания статьи послужили нормы российского законодательства, а также труды отечественных учёных-экономистов и правоведов:  Д.И. Степановой, Н.В. Иволгиной, Т.Е. Николаевой и других.

Биткоин как разновидность криптовалюты является универсальным платёжным средством, основанным на криптографических методах и используется в расчётах при помощи технологии блокчейн.

В сегодняшних условиях и скорости развития технологий, блокчейн, как единица научно-технического прогресса, постепенно выходит за рамки финансового рынка и сферы криптовалют. [6, 66-69]

Под блокчейном следует понимать распределенный публичный реестр, содержащий базу данных по всем осуществляемым операциям, которые носят децентрализованный характер, и содержат финансовые данные в сети Интернет.

Блокчейн можно охарактеризовать распределенностью хранения записей реестродержателя (банка). Реестр платежей хранится у всех участников системы и автоматически обновляется при каждом внесенном изменении. Выделим правовые свойства блокчейна:

1.Децентрализованность.

2.Публичность.

3.Консенсус участников.

4.Отсутствие посредников.

Однако при всех своих положительных моментах правового регулирование технологии блокчейна в привязке к криптовалютам,  нуждаются в правовом регулировании. Следует подчеркнуть, что в настоящее время правовое регулирование технологии «блокчейн» не осуществляется ни одной правовой системой, ни одно государство не выработало ни одного нормативно-правового акта, который бы давал юридическую характеристику данной технологии.

Данный факт демонстрирует квазигосударственную функцию блокчейна, хотя намечается тенденция по внедрению блокчейна финансовыми транснациональными корпорациями и крупными банками.

Характеризуя понятие «смарт-контракта», то под ним следует понимать непосредственно сам компьютерный алгоритм, назначение которого заключается в проведении финансовых платежей в технологии блокчейн. Таким образом, необходимо подчеркнуть взаимосвязь технологии блокчейн и смарт-контракта.

По состоянию на 2018 год смарт-контракт широко применяется для заключения сделок. Спектр применения смарт-контракта: от перевода денежных средств с электронных кошельков до заключения сделок, как формы ведения бизнеса. [5, 33-45]

Проблематика использования новых финансовых технологий обусловлена отсутствием их международного правого регулирования, а также реализации механизма защиты прав участников финансовых сделок, с  последующей компенсацией ущерба.

Правовой режим упомянутых финансовых инструментов в настоящее время, как в международной, так и в национальных правовых системах юридически не закреплён, что создаёт коллизию по обороту финансовых инструментов. [7]

При выработке нормативных актов на международном уровне по правовому регулированию электронных финансовых инструментов очевиден их солидный потенциал для мировой экономики.

Для надлежащего решения проблемы при применении новых финансовых инструментов следует обратить внимание на риски, связанные с использованием криптовалют и платёжных технологий в финансовом обращении.

Согласно действующей редакции ст.140 Гражданского кодекса РФ, рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. [1]

В нашей стране России присутствует интерес банков в развитии рынка криптовалют, однако, для регулирования криптовалют и технологии блокчейн необходимо сначала определить, в каких процессах и для каких целей используются эти технологии. Рассматривая области применения этих инструментов, можно идентифицировать риски, а уже исходя из этого, формировать регуляторные требования.

Однако Центральный банк России в своём информационном письме заявил: «Касательно использования криптовалют, согласно действующему законодательству официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов не допускается. Однако частные криптовалюты существуют вне рамок государства, они являются транснациональными и трансграничными. Инвесторы, так или иначе, участвуют в их обороте и генерировании («майнинге»), ожидая получить доход за счет разницы курсов при покупке и продаже. Частная криптовалюта не эмитируется и не гарантируется ни одной из юрисдикций, основана на математических алгоритмах и функционирует в рамках децентрализованной сети. Поэтому инвесторы, принимая решение о вложении в той или иной форме в криптовалюты, должны осознавать, что принимают на себя все риски потенциальной потери своих средств и не смогут получить правовую защиту и поддержку государства». [4, 67]

Таким образом, необходимо отметить, что участники гражданских правоотношений по обороту криптовалют и их производных технологий самостоятельно принимают на себя все возможные риски по их финансовому обращению.

Для выработки законодательного проекта по регулированию финансовых инструментов необходимо разобраться в смысловом, понятийном аппарате, майнинг криптовалют, блокчейн, смарт-контракты,  чтобы при обсуждении и принятии нормативно-правовых актов в Государственной Думе принять работающий закон.

Сейчас идёт выработка концепции относительно правового регулирования, необходимо ввести определение виртуальной валюты и урегулировать вопросы оборота криптовалют.

По результатам исследования следует принять следующие меры:

1.Создать сектор информационной безопасности и правового регулирования киберпространства.

2.Разработать Дорожную карту законодательного регулирования криптовалют в России.

3.Провести социолого-правовой опрос участников финансового рынка о перспективах правового регулирования криптовалют в России.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование новых финансовых технологий должно служить в первую очередь целям защиты прав граждан и бизнес-сообщества, которые участвуют в обороте криптовалют, а так же создавать основу для обеспечения национальных интересов России.

Регулирование криптовалют не должно служить фискальным целям, результатом правового урегулирования должно стать стимулирование развития национальной юрисдикции, инновационных технологий, сопутствующих развитию рынка криптовалют при использовании технологии «блокчейн».

 

 

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994;
  2. Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006;
  3. Федеральный закон № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003;
  4. Вестник Банка России – № 83, 2017, стр.67;
  5. Степанова Д.И., Иволгина Н.В., Николаева Т.Е. Особенности организации и направления развития криптовалютных платёжных систем – «Финансы и кредит» – № 10, 2016, стр.33-45;
  6. Сузаков И.Р. Проблемы международно-правового регулирования биткоина – «Научные записки молодых исследователей» – № 1, 2015, стр.66-69;
  7. Сайт Центрального банка РФ: http://www.cbr.ru/

 

 

Share this post

Добавить комментарий